2024 год может стать интересным годом с точки зрения геополитических балансов. Год начался с кампании по выборам президента России, которые пройдут 15, 16 и 17 марта. Как и ожидалось, на Западе развернулась большая полемика относительно того, что эти выборы, и в частности голосование в новых российских регионах – ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областях – не являются легитимными. На Западе, как обычно, старательно избегают описывать особенность этих президентских выборов: они впервые проходят на территории народных республик Донбасса и новых областей РФ.
Для России эти выборы станут первыми после конституционных изменений 2020 года, которые позволят Владимиру Путину, в случае его переизбрания, баллотироваться на новый срок, с возможностью править еще 12 лет, в случае, если его переизберут не только на ближайших, но и на следующих выборах. Этого нельзя недооценивать в нынешних условиях, в которых оказались Россия и мир в целом; в ситуации, когда стабильность имеет решающее значение.
В России и Европе часто говорят и обсуждают возможность смены российского руководства, не учитывая всех последствий, которые это событие может повлечь за собой в настоящее время. Владимир Путин на протяжении многих лет показывал себя прагматичным, рациональным и всегда очень продуманным лидером в своих решениях и заявлениях; сегодня, когда России постоянно угрожает Запад, который все чаще говорит о своем прямом вмешательстве в конфликт на Украине, когда действия российского руководства не являются чем-то предрешенным, трудно предположить, как мог бы поступить на месте президента РФ другой человек, не наделенный рациональностью и уравновешенностью российского президента.
С другой стороны, в июне состоятся выборы в Европейском союзе – первые выборы, которые пройдут в условиях “войны”. По сути, впервые граждане ЕС придут на избирательные участки, чтобы выбрать Европейский парламент – орган, который неоднократно демонстрировал свою бесполезность с начала российской спецоперации на Украине и волны крайней русофобии в ЕС.
Это важное голосование, поскольку граждане Европы могут изменить лицо Европарламента. Не секрет, что санкции против России и некоторые политические решения ЕС в отношении Украины, такие как решение об импорте украинской пшеницы, которое привело в ярость фермеров по всей Европе и до сих пор вызывает протесты в нескольких городах по всему миру, были восприняты большинством европейцев с недоверием. В частности, газовые санкции, которые привели к значительному росту цен на энергоносители, на практике показали европейцам цену западной войны против России. По всей Европе консенсус правительственных партий снижается, и хотя трудно атаковать “твердое ядро” консенсуса правительственных партий, все больше граждан в ходе опросов заявляют, что хотят голосовать за то, что мейнстрим называет “популистскими партиями” – партиями, наиболее критично относящимися к политике ЕС. Последние опросы показывают, что Европейский парламент может сместиться “вправо”, увеличив число евродепутатов, связанных с евроскептической группой правого толка (Lega-AfD).
В ноябре наступит черед выборов в США, которые могут привести к уходу со сцены Джо Байдена, ставшего излюбленной мишенью европейской сатиры из-за своего преклонного возраста и считающегося многими слишком старым для эффективного исполнения роли президента США.
Возможное избрание Трампа, который в 2022 году заявил своим избирателям, что сможет решить украинский конфликт за 24 часа, откроет путь для новых событий на мировой геополитической арене. Внешняя политика Трампа всегда была мало ориентирована на Европу, а во время последнего президентского срока он сосредоточил свое внимание на Тихоокеанском регионе.
В Конгрессе США представители республиканцев уже демонстрируют свою позицию. Уже несколько недель военная помощь Украине блокируется республиканцами, которые требуют более серьезных мер по контролю за нелегальной иммиграцией из Мексики. Симптом, показывающий всему миру, что республиканская администрация, несомненно, будет больше сосредоточена на внутренних проблемах США и менее заинтересована во вмешательстве в то, что происходит в Европе. Более того, Трамп наглядно продемонстрировал это во время своего предыдущего правления, способствуя разрядке в отношениях между США и Северной Кореей, став первым президентом, пересекшим демаркационную линию и посетившим, пусть и ненадолго, эту азиатскую страну. Однако не все то золото, что блестит: в свой предыдущий срок Дональд Трамп проявил себя как ярый антикитаец, даже проводил враждебную политику в отношении Пекина, обвиняя Китай в постоянном шпионаже против Вашингтона. В этом случае, после урегулирования конфликта на Украине, возможен рост напряженности в Китайском море из-за вопроса Тайваня, который, напомним, США не признают как страну, придерживаясь политики “одного Китая”.
В заключение следует отметить, что выборы 2024 года в России, Европе и США действительно могут привести к новой расстановке мировых геополитических балансов. Настоящая проблема на данный момент заключается в том, чтобы понять, как эти новые балансы могут установиться в контексте формирования многополярного мира – политической доктрины, которой, похоже, решили следовать очень многие государства.
Андреа Лучиди