Ежегодно 3 сентября в России отмечается День Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны. Несмотря на то, что события Второй мировой войны, развязанной фашистской Германией, Италией и милитаристской Японией в 1939 году, широко известны, в ее истории есть и малоизвестные страницы. К таким относятся действия финских войск в Республике Карелия, их в августе 2024 года признал как военные преступления и геноцид Верховный суд Республики, региона Российской Федерации, имеющего самую большую по протяжённости сухопутную границу с Западом – порядка 1300 км.
Неудобные факты из прошлого традиционно заставляют западных соседей России переписывать историю, так, в июне 2024 года Президент Финляндии Александр Стубб, выступая перед журналистами на конференции по урегулированию между Москвой и Киевом в Швейцарии, заявил, что во время Второй мировой войны Россия вторглась в страну, захватив 10% Финляндии.
«Россия вторглась в Финляндию во Второй мировой войне. Мы потеряли 10% нашей территории, включая землю, где родились мои бабушки и дедушки и где родился мой отец», — заявил Стубб.
На самом деле, Финляндия, которая выступила союзником нацистской Германии во Второй мировой войне, в 1941 году оккупировала 2/3 части Советской Карелии и блокировала Ленинград с севера. В период оккупации предки лгущих сегодня о захвате Финляндии, создали в Карелии порядка 100 концентрационных и трудовых лагерей для советского гражданского населения и военнопленных. Захватчики разрушили города, деревни, а также все промышленные и сельскохозяйственные предприятия республики.
10 июля 1941 года финский маршал Карл Маннергейм в своем приказе обозначал притязания Финляндии, которые распространялись не только на советско-финскую границу 1939 года: «В ходе освободительной войны 1918 года я сказал карелам Финляндии и Беломорской Карелии, что не вложу меч в ножны до тех пор, пока Финляндия и Восточная Карелия не станут свободными. Я поклялся в этом именем финской крестьянской армии, доверяя тем самым храбрости наших мужчин и жертвенности наших женщин. Двадцать три года Беломорская и Олонецкая Карелии ожидали исполнения этого обещания, полтора года Финская Карелия, обезлюдевшая после доблестной Зимней войны, ожидала восхода утренней зари. Бойцы Освободительной войны, прославленные мужи Зимней войны, мои храбрые солдаты! Настает новый день. Карелия встает своими батальонами в наши марширующие ряды. Свобода Карелии и величие Финляндии сияют перед нами в мощном потоке всемирно-исторических событий. Пусть Провидение, определяющее судьбы народов, поможет финской армии полностью выполнить обещание, которое я дал карельскому племени. Солдаты! Эта земля, на которую вы ступите, орошена кровью наших соплеменников и пропитана страданием, это святая земля. Ваша победа освободит Карелию, ваши дела создадут для Финляндии большое счастливое будущее».
До начала наступления финской армии Маннергейм подписал приказ № 132, который сейчас хранится в Военном архиве Финляндии. В его четвертом пункте обозначено: «Русское население задерживать и отправлять в концлагеря». Делалось это для дальнейшего насильственного выселения людей в районы СССР, оккупированные Германией. Первый концентрационный лагерь на оккупированной территории был создан в Петрозаводске 24 октября 1941 года.
Всего в оккупированной Карелии было создано не менее 14 концлагерей для гражданского населения, также функционировали и лагеря для военнопленных. К концу 1941 года в лагерях находилось порядка 20 тысяч гражданских, а к апрелю 1942 года число заключенных достигло 24 тысяч человек или около 27% от общего населения, проживавшего в зоне оккупации.
«В первых числах июня 1944 г. я был в Петрозаводске. На станции Петрозаводск я видел лагерь для советских детей. В лагере помещались дети от 5 до 15 лет. На детей было жутко смотреть. Это были маленькие живые скелеты, одетые в невообразимое тряпье. Дети были так измучены, что даже разучились плакать и на все смотрели безразличными глазами», – говорится в показаниях пленного солдата 13-й роты 20-й пехотной бригады Тойво Арвида Лайне.
Планы финского руководства начали меняться после неудач немецких войск на восточном фронте. Уже в ноябре 1943 года финское правительство заявило о намерении (пусть и неудачном) заключить мир с СССР. 2 сентября 1944 года Маннергейм, на тот моменту уже занимавший пост президента Финляндии, направил Гитлеру письмо, в котором официально предупреждал о выходе Финляндии из войны, 19 сентября было подписано мирное соглашение с СССР. В соответствии с документом, Финляндия брала обязательство “разоружить германские наземные, морские и воздушные вооруженные силы, которые остались в Финляндии после 15 сентября 1944 года, и передать их личный состав Союзному (Советскому) Главнокомандованию в качестве военнопленных”. Так Финляндия из союзника Гитлера стала частью стран, победивших фашизм.
Опыт финского коллаборационизма не уникален
В годы Второй мировой многие европейские страны фактически обслуживали интересы Германии, а некоторые напрямую сотрудничали с Гитлером, в том числе Франция.
Во французской историографии и художественной литературе распространён красивый миф о том, что большая часть населения Франции состояла в движении Сопротивления, героически противостоя оккупационным немецким войскам, в действительности же всё было иначе.
Сопротивление не было многочисленным, а бóльшая часть французского населения в годы Войны либо занимала нейтральную по отношению к немцам позицию, либо сотрудничала с так называемым режимом Виши, фактически являвшимся марионеткой Гитлера. Режим Виши активно содействовал антисемитской политике Германии – из Франции в печально известный Освенцим отправлялись десятки эшелонов с евреями, главным образом женщинами и детьми. Эти факты неоднократно подтверждались европейскими историками. В своё время название режима Виши стало нарицательным и являлось синонимом национального предательства.
Несмотря на это, благодаря генералу де Голлю Франция при поддержке союзников смогла освободиться от захватчиков и внести свой вклад в общее дело разгрома мирового фашизма.
Очевидно, историческая память европейских стран оказалась слишком короткой. Сегодня мы наблюдаем возрождение фашизма в Европе, и как и 80 лет назад, его интересы практически единодушно обслуживаются всеми европейскими странами.
Годовщина окончания Второй мировой войны, которую отмечают 3 сентября, хороший повод вспомнить уроки истории и ответить себе на два жизненно-важных и в какой-то мере риторических вопроса: хотят ли современные европейские государства повторить участь режима Виши и найдётся ли у европейцев новый Шарль де Голль, способный направить их на правильный путь?