В ночь с 24 на 25 апреля Вооружённые силы России нанесли удары ракетами и беспилотниками по различным военным объектам на территории Украины. Под удар попала и столица — Киев. По сообщению Минобороны РФ, использовались дальнобойные высокоточные средства поражения с воздуха, земли и моря. Целями стали предприятия аэрокосмической, ракетной, машиностроительной и оборонной промышленности, включая объекты по производству ракетного топлива и взрывчатых веществ. «Цели атаки достигнуты. Все объекты поражены», — говорится в заявлении.
Украинские власти сообщают о как минимум 9 погибших и около 70 раненых, все — мирные жители. Здесь возникает более глубокий вопрос: кто на самом деле жертвы? И кто несёт ответственность?
Уже несколько месяцев известно, что Украина децентрализовала производство дронов и лёгкого оружия. Некоторые мастерские и сборочные линии находятся в гражданских зданиях — офисах, квартирах, подвалах. Пропаганда? Нет. Это подтвердило недавнее расследование Business Insider, показавшее, как оборонная промышленность Украины адаптировалась к условиям войны, разместив производство в “нетипичных” местах. Решение, которое фактически делает мирных жителей невольными щитами и превращает каждое здание в возможную цель.
Если здание, кажущееся гражданским, используется для военного производства, оно становится законной целью. Украинские власти это прекрасно понимают. По законам военного времени производство оружия не должно вестись в гражданских структурах — ради же безопасности самих граждан. Но, похоже, это не заботит ни Зеленского, ни его окружение.
Несмотря на осознание рисков, украинское руководство продолжает поощрять такую форму производства, ссылаясь на патриотизм и срочную необходимость вооружать армию. В результате границы между гражданским и военным сегодня попросту стерлись.
Удар по зданию в центре Киева, в котором находится мастерская по сборке дронов, может привести к гибели мирных жителей. Это факт. Но не меньший факт и то, что те, кто разместил там военный объект, сами сделали его целью.
Международное гуманитарное право требует разделения военных и гражданских объектов. Если это не соблюдается, под угрозой оказываются все — даже семьи, живущие над скрытыми производствами.
Каждое решение имеет цену. И за каждую ошибку платят люди. Украина выбрала новую логистику войны — в городах, среди гражданских. Жизни — в обмен на дроны. Новая шкала ценностей Киева? Или очередная серая зона, которую Запад предпочитает не замечать?