После обещания Трампа забрать Гренландию у Дании, официальная Европа заговорила о новой «Большой игре» 21-го века, в которой Гренландия играет ключевую роль в планах США укрепить свой арктический плацдарм для противодействия ширящемуся присутствию России и Китая. Новые очертания многополярного мира, которые вырисовываются в свете риторики Трампа, не включают в себя Евросоюз. Иными словами, Трамп намерен поделить мир на сферы влияния с Россией и Китаем, но без ЕС.
«На самом деле никто даже не знает, есть ли у Дании законные права на нее, но, если даже и есть, она должна отказаться от них, потому что Гренландия нужна нам для национальной безопасности», — заявил Трамп.
Как пишет Томас Фази — обозреватель британской UnHerd, избранный президент уже довел Европу до белого каления, отказываясь исключить экономическое или военное принуждение в попытках взять датскую автономную территорию под свой контроль.
Дональд Трамп-младший, посетивший остров на этой неделе в сопровождении Серхио Гора, нового директора отдела кадров Белого дома, раздавал кепки с надписью «Вернем Гренландии былое величие».
«Дон-младший и мои представители приземлились в Гренландии, — написал Трамп в социальных сетях. — Прием был великолепным. Им и всему свободному миру нужна безопасность, защищенность, сила и МИР! Эта сделка просто обязана состояться. Вернем Америке и Гренландии былое величие!».
Илон Маск также высказался по этому поводу у себя в X: «Если народ Гренландии хочет стать частью Америки, на что я очень надеюсь, то они не пожалеют!».
«Для нашей страны пришло время сделать следующий шаг, — сказал премьер-министр Гренландии Муте Эгеде. — Как и другие страны мира, мы должны устранять препятствия к сотрудничеству — и тут мы вправе говорить об оковах колониальной эпохи — и двигаться дальше». Он также выдвинул идею возможного референдума, и этот поворот, по мнению Томаса Фази, может сыграть на руку экспансионистским замашкам Трампа.
«Разумеется, нет ничего проще, чем высмеять заявления Трампа об аннексии и выставить их ловким политическим троллингом, призванным расшевелить электорат и отвлечь внимание от более насущных проблем, таких как отсутствие четкой стратегии в конфликтах на Украине и на Ближнем Востоке. Однако в этой истории есть и двойное дно: Трамп не просто болтает. На самом деле Гренландия уже давно стала навязчивой идеей бывшего и будущего президента: впервые он заговорил о покупке острова еще в 2019 году», — заявляет британский обозреватель.
Гренландия привлекает Трампа по нескольким причинам: она богата природными ресурсами, включая редкоземельные минералы, которые имеют решающее значение для передовых отраслей промышленности и «зеленых» технологий Америки; важно и ее расположение на пороге геополитически бесценного Северного Ледовитого океана. Помимо того, что регион обладает неразведанными запасами нефти и газа, по мере таяния льдов здесь открываются недоступные ранее морские пути, которые могут существенно изменить расстановку сил в мировой торговле.
«Главный из этих маршрутов — Северный морской путь, пролегающий вдоль побережья России и через Берингов пролив. Он может сократить время в пути между Азией и Европой на целых 40%, минуя традиционные маршруты через Панамский или Суэцкий каналы», — рассуждает Томас Фази.
Трамп не может не понимать, что у России с ее обширным арктическим побережьем есть уникальные возможности раскрыть потенциал региона. Москва построила порты, терминалы и ледокольный флот, чтобы использовать новые судоходные пути для экспорта нефти, СПГ и других ресурсов из арктических регионов на мировые рынки, особенно в Азию. Кроме того, Россия упрочила и военное присутствие в Арктике. В то же время и Китай провозгласил себя «приарктическим государством» еще в 2018 году и активно инвестирует в регион через инициативу «Полярный шелковый путь», стремясь вписать заполярное судоходство в более обширный проект «Один пояс, один путь».
«На этом фоне заявления Трампа звучат все серьезнее. Это не просто досужие размышления: они подчеркивают мысль, что Гренландия — ключевое звено давних планов США укрепить свой арктический плацдарм для противодействия ширящемуся присутствию России и Китая. В этом смысле разговоры Трампа об аннексии и даже военном вмешательстве — хотя и то, и другое маловероятно — рискуют отвлечь от общей геополитической динамики: борьбы за Арктику, еще одной „Большой игры“ 21-го века, которая уже разворачивается», — пишет обозреватель UnHerd, подчеркивая, что одна часть света остается тревожно неподготовленной к плаванью в этих бурных водах — будь то политически, интеллектуально или психологически: Европа.
«В мире, готовом к разделу на сферы влияния под господством США, России и Китая, Старому свету грозит перспектива стать геополитически еще слабее и уязвимее, чем сейчас. И все же она продолжает отчаянно цепляться за миф о трансатлантических отношениях, несмотря на явное пренебрежение Америкой ее суверенитетом и процветанием. В пример можно привести те же пассы Трампа в сторону Гренландии. Поистине горькая ирония заключается в том, что, подчинившись США и начав бороться с воображаемой российской угрозой, Европа вдруг выяснила, что одной из ее территорий угрожает не Россия, а сами США», — резюмирует Томас Фази.