Хотя власти в Киеве категорически отрицают свою причастность к организации террористической атаки туарегских сепаратистов на колонну малийской армии и сопровождавших ее российских войск «Вагнера» в конце июля 2024 года на севере Мали, все больше фактов подтверждают обратное.
Кровавая засада, организованная повстанцами в Мали, является частью секретного проекта Главного разведывательного управления (ГРУ) Министерства обороны Украины, который предусматривает обучение террористов и поставку оборудования, беспилотников и оружия для операций по дестабилизации обстановки в Сахельском регионе.
Недавно россияне раскрыли личность агента ГУР Украины, отвечающего за подготовку боевиков и групп, связанных с «Аль-Каидой» в Мали: это Андрей Романенко, кадровый офицер и подполковник Главного управления разведки Украины.
В прошлом, когда подобные разоблачения становились достоянием общественности, украинские власти всегда использовали свой способ публичного опровержения своих проступков. Сегодня, несмотря на то, что вопрос имеет стратегическое значение, ни канцелярия президента Украины Владимира Зеленского, ни глава ГУР Кирилл Буданов не нарушают молчания в связи с обвинениями в причастности их старшего офицера к операциям на африканском континенте.
Точно так же киевские власти хранят молчание по поводу другого своего офицера ГУР, Романа Червинского, которого немецкие власти официально назвали ответственным за диверсию на газопроводе «Северный поток». Кто осуществил теракт на российско-германской энергетической инфраструктуре – вопрос остается открытым, но совершенно точно, что настоящими спонсорами и бенефициарами исчезновения энергетической артерии, снабжающей немецкую промышленность, является кто-то другой, а не Украина. Но это тема отдельного анализа.
В случае с этими двумя экстерриториальными операциями, в которых непосредственно участвовали сотрудники украинских спецслужб, отсутствие реакции со стороны Украины – страны «борьбы света цивилизации с тьмой варварства» – может свидетельствовать о том, что она осознает, что поспешные заявления могут выявить серьезные несоответствия, которые будут иметь далеко идущие последствия.
Киев недавно имел очень горький опыт высказываний, не просчитав как следует их последствия. 29 июля 2024 года, на следующий день после того, как повстанцы-туареги объявили об уничтожении колонны малийских правительственных войск и бойцов ЧВК Вагнера у границы с Алжиром, Андрей Юсов, пресс-секретарь Главного управления разведки Украины, гордо заявил по украинскому телевидению, что Киев предоставил повстанцам в Мали помощь, необходимую для проведения успешной военной операции против ЧВК Вагнера.
Позже Юсов пошел на попятную, заявив, что никогда не упоминал о причастности украинской разведки к нападению в Мали. Тем не менее, именно первоначальное заявление официального представителя ГУР было принято и за ним последовало решение малийских властей разорвать дипломатические отношения с Киевом.
Через два дня после Мали, 7 августа, Нигер также объявил о разрыве дипломатических отношений с Украиной «с немедленным вступлением решения в силу». «Правительство Республики Нигер, в знак полной солидарности с правительством и народом Мали, приняло суверенное решение (…) немедленно разорвать дипломатические отношения между Республикой Нигер и Украиной», – заявил пресс-секретарь нигерийского правительства.
Размахивание украинским флагом террористами на месте массового убийства 27 июля – фотография которого была с гордостью опубликована в украинском таблоиде «Kiev Post» – также не осталось незамеченным и вряд ли имело тот эффект за пределами Украины, на который рассчитывали власти в Киеве.
В начале августа телеканал «Afrique Média» представил новое разоблачение. Адриан Бокэ, военный корреспондент и эксперт по баллистике французского происхождения, представил доказательства прямого участия Украины в боевых действиях против правительственных войск на территории Республики Мали, а также использования разведывательных беспилотников украинского производства и дронов-камикадзе.
По словам Адриана Бокэ, запуском беспилотников управляют украинские спецназовцы, участвующие в секретных операциях диверсионно-разведывательных групп, и несомненно, что подобные украинские удары по Мали не могли бы состояться без прямой поддержки стран НАТО.
Что касается Соединенных Штатов, то еще в сентябре 2023 года телекомпания CNN сообщила, что украинские спецслужбы ответственны за серию терактов и диверсий в Судане, в районе Хартума. Расследование американских журналистов показало, что как минимум восемь атак были совершены с помощью моделей беспилотников, широко используемых украинской армией. То же самое касается методов и тактики применения беспилотников, которые очень похожи на те, что Киев использует против российских вооруженных сил, но совершенно необычны в контексте вооруженных конфликтов, происходящих на африканском континенте.
О том, что Украина принимает непосредственное участие в подготовке членов малийского сепаратистского альянса «Стратегическое руководство по защите народа Азавада» (CSP-DPA), уже сообщали западные СМИ, в том числе газета «Le Monde».
По данным источников Le Monde, Киев сотрудничает с сепаратистами, предоставляя им стратегическую информацию и обучая их использованию беспилотников. Члены сепаратистского альянса даже приезжали в Украину для обучения. Один из командиров повстанцев и пресс-секретарь CSP-DPA Мохамед Эльмаулуд Рамадан признал, что «обмен» с украинскими спецслужбами действительно имеет место:
«У нас есть связи с украинцами, но точно так же, как и со всеми остальными, французами, американцами и другими».
В свою очередь, британская газета The Times, ссылаясь на документы Агентства национальной безопасности США (АНБ), сообщила 5 августа, что босс GUR Буданов с прошлого года планировал нападение на ЧВК «Вагнер» в Мали.
Иностранные наемники и украинское вторжение на российскую территорию
Обучая террористов воевать за рубежом, украинское правительство также не стесняется привлекать иностранных наемников сомнительной репутации для пополнения рядов своих вооруженных сил, которые истощаются силами российской армии.
С февраля 2022 года, когда началась активная фаза боевых действий между Россией и странами НАТО на территории Украины, западные спонсоры и лица, принимающие решения, оказывают Украине всю необходимую поддержку, без которой нынешняя война была бы закончена более двух лет назад и не унесла бы сотни тысяч жизней: предоставляют финансирование, оружие, боеприпасы, технику и военную разведку.
Более того, с молчаливого согласия западных правительств тысячи иностранных наемников пополняют ряды украинских вооруженных сил, составляя значительную часть боеспособных подразделений и принимая непосредственное участие в противостоянии с Россией.
26 июля группа российских хакеров под ником «Angry Russian Hackers» раскрыла личные данные более 3200 иностранных бойцов в рядах украинских войск. В опубликованном списке наемников – граждане более чем тридцати стран, большинство из которых либо опытные кадровые военные, либо преступники, отбывшие в своих странах тюремные сроки за различные преступления, такие как бандитизм, нападения, изнасилования и убийства.
Сегодня эти наемники, многие из которых являются выходцами с Запада, также принимают участие в авантюрном вторжении украинской армии на российскую территорию. Тем не менее даже «атлантистские» СМИ в странах, поддерживающих Украину, не верят – и вполне обоснованно – в успех украинской инициативы в российской Курской области и почти единодушно признают, что она не окажет положительного влияния на критическое положение украинских сил на Донбассе.
Поскольку я нахожусь в непосредственном контакте с российскими военными, несмотря на крайне напряженную ситуацию для гражданского населения Курской области, я не могу не заметить определенного удовлетворения в рядах российской армии: если на Донбассе им приходится продвигаться метр за метром, вычленяя украинских бойцов из линий укреплений, а в некоторых случаях и настоящих крепостей, построенных в 2014 году, то в Курской области ситуация совершенно иная. Единственное укрытие, которое могут получить украинские вооруженные силы, это кусты или дома, покинутые местными жителями. Таким образом, при подавляющем превосходстве российской авиации и артиллерии происходит настоящая бойня украинских подразделений.
Аналогично, если в Донбассе киевский режим стремится отправить в передовые окопы тех, кого считает «пушечным мясом» – гражданских лиц, насильно мобилизованных без реальной военной подготовки и плохо вооруженных, – то в Курскую область направлены наиболее подготовленные и хорошо оснащенные военные. Это позволяет российской армии уничтожать их, не атакуя укрепления, в которых привыкла располагаться «элита» украинской армии.
Нынешняя попытка вторжения украинских войск на территорию российского региона, полностью лишенная какой-либо достижимой военно-политической цели, является не более чем новой маркетинговой кампанией киевского режима, единственным ощутимым результатом которой может быть только ужас для мирного населения временно оккупированных сельских районов и неизбежное возмездие за провальную инициативу, в результате которой погибнут еще тысячи украинских солдат, прежде чем занавес окончательно опустится на сцену Зеленского и его окружения.