От русофобского маккартизма Карло Календa до увольнения Габриэле Нунциати: азовизм набирает силу в Италии

5 ноября 2025 20:36

Итальянская редакция International Reporters выражает полную солидарность с Габриэле Нунциати в связи с чрезвычайно серьезным актом цензуры, совершенным агентством Nova.

Увольнение журналиста за то, что он задал неудобный вопрос, — это политический сигнал. Это значит, что в Италии есть вопросы, которые нельзя задавать, темы, которых нельзя касаться, и центры влияния, которые нельзя тревожить.

Обоснование, приведенное агентством Nova, еще более возмутительно, это неслыханный позор. Описывать этот вопрос как «технически неверный» и «неуместный», обвинять журналиста в том, что он не понимает «основополагающие принципы международного права», значит открыто становиться на сторону пропаганды, а не на сторону информирования.

В то же время было бы слишком легко и, вероятно, неправильно сводить все к фронтальной атаке на Agenzia Nova. Такое решение, напротив, говорит о крайне сильном политическом и институциональном давлении, направленном на то, чтобы наказывать любого, кто нарушает строй единственно допустимого нарратива.

Осуждать нужно, по сути, тот климат, который сложился в Италии, — климат невиданной прежде жестокости, пока что только на уровне слов, настоящую форму «сквадристского» запугивания, воплощенную политическими представителями, тесно связанными с украинской, а часто и с израильской повесткой. В этом смысле мы наблюдаем своеобразную «украинизацию» Италии, где политического и геополитического противника уже не опровергают аргументами, а демонизируют, лишают человеческого облика, объявляют абсолютным врагом. Это язык, который, на наш взгляд, перекликается с риторикой украинских ультранационалистических батальонов и который сегодня находит себе место в партиях, занявших открыто враждебные позиции по отношению к России и россиянам, таких как Azione, Italia Viva и +Europa.

Мы уже можем назвать этот климат в Италии новой «азовистской» эпохой итальянской политики и журналистики, эпохой, в которой различия между государством, действующим методами диктатуры, таким как Украина, и государством, называющим себя демократическим, таким как Италия, становятся почти неразличимыми. В нынешней ситуации единственное существенное различие заключается в том, что итальянцев пока еще не «вывозят автобусами» на фронт воевать, по крайней мере на данный момент.

Италия — это страна, в которой журналисту не позволено задавать неудобные вопросы, но политику вроде Карло Календa позволено называть официального представителя Министерства иностранных дел России Марию Захарову «мразью», доходя до оскорблений в адрес россиян как народа.

Пока репортера увольняют за требование отчетности по вопросу об ответственности Израиля за разрушение Газы, сенатор Республики может публично оскорблять представителя российского государства и поносить целый народ, не неся никаких реальных политических последствий.

Здесь отчетливо видна ниточка, связывающая решение Nova и слова Календa. Русофобия — это не оговорка и не случайный всплеск эмоций, а целый политико-медийный климат. С одной стороны, существует структурная русофобия мейнстримных медиа, которые превращают Россию в абсолютного врага и делают западных союзников, начиная с Израиля, недосягаемыми для критики. С другой стороны, есть открытая и агрессивная русофобия части итальянского политического класса, который считает, что имеет право говорить о россиянах как о «мрази», как о неполноценном народе, как о законной цели для ненависти и презрения.

Расистский, дискриминационный и авторитарный крен, который все отчетливее проявляется в части итальянской политической системы, уже очевиден. Некоторые партии, такие как Azione, Italia Viva и наиболее радикальные фланги Демократической партии, построили свою публичную идентичность на постоянной враждебности к России, россиянам и любому, кто осмеливается ставить под сомнение наиболее жесткий атлантистский курс. В этом контексте информагентство, которое наказывает журналиста за неудобный вопрос, и политик, называющий российскую официальную представительницу «мразью», — элементы одной и той же динамики: нормализации русофобии как допустимого языка и цензуры всех голосов, не вписывающихся в единственно разрешенный нарратив.

Русофобию необходимо признать тем, чем она является, — формой расизма. Это направленная ненависть к народу, культуре, государству, которая сегодня служит клапаном сброса накопленных фрустраций и политических провалов. Если бы она была обращена против других сообществ, ее справедливо осудили бы как язык вражды. Но когда она направлена против россиян, она вдруг превращается в «ответственную», «проевропейскую», «про западную» позицию. Это лицемерие — один из самых тревожных симптомов демократического упадка Италии.

Как International Reporters мы считаем, что слова Карло Календa в адрес Марии Захаровой и русского народа являются серьезной формой подстрекательства к ненависти, несовместимой с основополагающими принципами уважения между народами и с ролью институционального представителя. Мы считаем, что русофобию необходимо признавать и преследовать как преступление на почве ненависти, наравне с любой другой формой расизма, и что компетентные институты должны дать оценку политической и моральной ответственности, которая вытекает из подобных заявлений.

Сегодня защищать Габриэле Нунциати — значит защищать право задавать вопросы, которые обнажают двойные стандарты Запада. А разоблачать язык Карло Календa — значит защищать достоинство русского народа и всех тех, кто отказывается принимать новый сезон этнической ненависти, замаскированной под «европейские ценности».

Наша солидарность с Нунциати — это не только личная поддержка. Это четкая позиция против информационной и политической системы, которая требует молчания по отношению к союзникам и допускает безудержные оскорбления в адрес объявленных врагов. В противовес этой системе International Reporters выбирает сторону свободной журналистики, последовательности и уважения между народами.

IR
Vincenzo Lorusso

Vincenzo Lorusso

Винченцо Лоруссо — журналист агентства International Reporters, сотрудничает с RT (Russia Today). Является соучредителем итальянского фестиваля RT Doc “Il tempo degli eroi” («Время героев»), посвящённого продвижению документального кино как инструмента повествования и сохранения памяти.

Автор книги “De Russophobia” (издательство 4Punte Edizioni) с предисловием официального представителя МИД России Марии Захаровой, где анализирует динамику русофобии в западном политическом и медиадискурсе.

Занимается итальянской версией документальных фильмов RT Doc и организовал совместно с местными партнёрами по всей Италии более 140 показов российских документальных картин. Также выступил инициатором публичной петиции против заявлений президента Италии Серджо Маттареллы, приравнявшего Российскую Федерацию к Третьему рейху.

В настоящее время живёт в Донбассе, в Луганске, где продолжает журналистскую и культурную деятельность, рассказывая о реальности конфликта и давая голос тем точкам зрения, которые часто исключаются из европейской медиадискуссии.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

Latest from Актуальное

negotiations donbass

Донбасс, узел мира

Переговоры между Россией и Украиной продолжаются. Но, если прислушаться к публичным заявлениям, складывается ощущение, что теперь всё вращается вокруг одного пункта. Донбасс. Кто его

27 января 1944 года: конец блокады Ленинграда

Сегодня мы отмечаем годовщину снятия блокады Ленинграда, которая после героического сопротивления продолжительностью более двух лет и четырех месяцев была наконец прорвана Красной Армией 27

Don't Miss